«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века« Евангелие от Матфея 28:19-20

Обстоятельства жизни и наш душевный покой — вещи, как известно, взаимосвязанные. Трудно сохранять спокойствие, когда на соседней улице взрывают дома, или за стеной оплакивают погибшего сына. И вряд ли нам захочется петь, когда нам не платят зарплату, или сообщают, что мы больны раком. Но есть Тот, Кто способен принести покой в сердце среди боли и страданий, и наполнить жизнь радостью и смыслом…

Сразу после Первой мировой войны многочисленные лагеря для военнопленных в Германии были переполнены солдатами из России. Однако они не спешили домой. Им казалось, что их любимая родина сошла с ума: революция, гражданская война, голод… В бараках, где царили страх и уныние, христиане из военнопленных рассказывали своим упавшим духом товарищам о Том, Кто любит их самой совершенной любовью и умер за их грехи, о Том, Кто воскрес и теперь защищает их перед Богом — об Иисусе Христе. И Бог исцелял раненые души: во многих лагерях появлялись группы верующих.

Молодые христиане хотели больше и больше узнавать Бога, вернувшего им радость жизни. Они приглашали немецких и шведских верующих, чтобы те проповедовали им Слово Божье.

Одним из частых и неравнодушных посетителей был менонитский проповедник Яков Крекер, который в молодости жил в Крыму, а перед войной переехал в Германию. Крекер свободно владел русским и немецким языками, был одаренным проповедником и прекрасно знал Священное Писание, поэтому не удивительно, что в лагерях он всегда находил благодарных слушателей Евангелия.

Однажды Яков Крекер услышал от военнопленных: «Как бы хотелось глубже изучать Библию!» Крекер рассказал об этом знакомым немецкими братьям и своему другу Вальтеру Жаку, который жил в соседнем городке Вернигероде и долгие годы был директором Библейской школы на Украине.

Яков Крекер
Вальтер Жак

Яков и Вальтер были единодушны: должна быть организована Библейская школа на русском языке.

И школа, по милости Божьей, появилась: все в том же маленьком Вернигероде, что примостился у подножия Гацевских гор. Здесь, как и по всей Германии, в послевоенное время пустовало много домов. Яков Крекер, подыскивая место для Библейской школы, обратился к одной знакомой хозяйке пансиона:

— Что Вы скажете, если я арендую Ваш дом и заселю его гостями?

— Господин Крекер, неужели это возможно?! — воскликнула обрадованная дама.

— Возможно. Бывшими русскими военнопленными, — ответил он.

— О, нет. Они же опасны! — испуганно стала возражать она.

Однако Яков Крекер продолжал убеждать свою знакомую, и, в конце концов, разговор увенчался успехом, и контракт был подписан: Крекер умел разговаривать с людьми и, к тому же, пользовался всеобщим доверием.

Когда же первые выпускники Библейской школы уезжали на родину, хозяйка пансиона провожала их как родных детей.

— Таких отзывчивых и благородных гостей у меня еще не было, — говорила она.

Именно с Библейской школы в Вернигероде и начал свое существование Миссионерский союз «Свет Востоку» (таким было его первоначальное название). Но когда приехавшие из России рассказали о евангельском пробуждении в этой стране, о том, что свет истины там уже светит, название изменили на «Свет на Востоке».

Выпускники школы

Крекер и Жак назвали новую миссионерскую организацию союзом, призывая тем самым отдельных верующих и существующие на тот момент христианские организации к сотрудничеству. И партнеры появились, к примеру, баптистский проповедник Флюгге, руководитель издательства «Онкен», распространявший Библии и Новые Заветы в лагерях военнопленных, стал активным членом молодого Миссионерского союза.

Большой интерес к работе миссии «Свет на Востоке» проявили христиане из Швеции: свободная шведская церковь «Свенска миссионсфорбундет» захотела сотрудничать с молодой христианской организацией. Шведы оказали существенную братскую помощь, особенно в период инфляции в Германии в 1920–1923 годах. Также к работе Союза присоединились христиане из реформатских церквей Голландии и Швейцарии. Братьев Я. Крекера и В. Жака часто приглашали проповедовать в лютеранские церкви, поэтому круг друзей миссии постоянно расширялся.

В Вернигероде стали ежегодно проводиться конференции, на которых с докладами и проповедями выступали Иван Степанович Проханов, профессор Владимир Филимонович Марцинковский, княжна София Павловна Ливен и другие. Так как границы в то время были еще открыты, верующие из Советского Союза часто могли бывать в Вернигероде.

До первой пятилетки и периода раскулачивания Библии и Новые Заветы в больших количествах официально переправлялись в Россию через Советское торговое представительство. В голодное время 1920–21 гг. «Свет на Востоке» нашел возможность послать русским верующим зерно и некоторые товары широкого потребления (иголки, ножницы, бритвы и т. п.).

«Все, что может рука твоя делать, по силам делай» (Ек. 9:11) — так старались жить сотрудники миссии. Однажды в Германию пришла телеграмма от И. С. Проханова: «Пришлите, пожалуйста, миллион Библий». Конечно, просьба Ивана Степановича была не из простых. Однако около 100 тысяч Библий «Свет на Востоке» все-таки смог послать в Советский Союз.

Несколько лет существовала Библейская школа в Вернигероде, пока студенты из Советского Союза могли приезжать на учебу.

Когда же наступило тяжелое время национал-социализма и разразилась Вторая мировая война, Миссионерский союз «Свет на Востоке» вынужден был почти прекратить свою деятельность.

Одних сотрудников призвали в армию, других — на военные работы. Но жив Бог. Господь, для Которого не существует закрытых дверей, находил новые возможности для проповеди Евангелия, то солдатам, то «остовцам» (русским, насильно привезенным на работы в Германию). Говорят, что если Господь закрывает дверь, то Он обязательно открывает окно.

После падения «Третьего рейха» сотрудники миссии вновь собрались вместе. Работу пришлось начинать буквально с нуля. В 1946 году миссия «Свет на Востоке» переехала в Корнталь.

У этого городка очень интересная история. В 1819 году несколько христианских семейств основали здесь поселение. Сначала они хотели, подобно многим христианам Баден-Вюртенберга, переселиться на Украину и юг России, так как немецкое правительство тогда пыталось вмешиваться в дела церкви. Духовно пробужденные верующие усматривали в этом антихристианские настроения. Но верующему бургомистру Вильгельму Гофману удалось убедить Вюртенбергского короля, что в лице этих простых, благочестивых людей он потеряет своих верных граждан. И король предоставил им свободу организовать самоуправляемую общину без вмешательства властей. Церковь назвали «братской». С нее и начался г. Корнталь.

Жители Корнталя были в основном обыкновенными крестьянами и ремесленниками, труд которых Господь обильно благословлял. На средства общины в Корнтале построили сиротские дома, приютившие многих беспризорных в то время, а местная школа получила всеобщее признание и была известна даже за границей.

После разгрома гитлеровской Германии многие жители Штуттгарта, который сильно пострадал от бомбежек, переселились в тихий и уютный Корнталь. Также сюда съехалось множество беженцев из Венгрии, Югославии, Чехословакии, и даже Советского Союза. Сейчас в 13-тысячном городке более тысячи человек — это члены «братской» церкви, не считая членов других церквей.


Корнталь всегда сохранял живой интерес к духовной работе на Востоке, поэтому можно считать Божьим провидением, что именно здесь Миссионерский союз нашел свою новую родину.