+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2018 г.

Божественные атрибуты: некоторые истины о Боге

Эйден Уильям Тозер

О, Величие, невыразимое словами, моя душа желает увидеть Тебя. Я взываю к Тебе из праха, спрашиваю: «Как имя Твоё?» Но Ты не отвечаешь... Имя Твоё остаётся для меня тайной. Ты скрыт во свете, к которому ни один человек не может приблизиться. Ты Тот, Кого нельзя описать ни мыслями, ни словами, ибо слава Твоя неописуема. И всё же пророки и авторы псалмов, апостолы и святые пробуждают во мне веру в то, что я смогу, хотя бы отчасти, узнать Тебя. Поэтому я умоляю, помоги мне искать то, что Ты Сам сочтёшь нужным открыть мне как сокровище, которое драгоценнее рубинов или чистого золота. С Тобой я буду жив, даже когда не будут больше в сумерках появляться звёзды на небе и даже когда исчезнут небеса. Только Ты пребудешь вечно.

Аминь.

Изучение Божьих атрибутов вовсе не является скучным и трудным занятием. Этот духовный опыт может стать желанной и захватывающей практикой для просвещённых христиан. Для души, жаждущей Бога, нет большего удовольствия, чем:

Сидеть и думать о Боге – Это настоящая радость!

Размышлять о Нём, шёпотом произносить Его имя – Это истинное блаженство!

Фредерик У. Фабер

Однако прежде чем углубиться в эту тему, необходимо определить значение слова «атрибут», которое используется в данном тексте. Слово употребляется не в философском смысле и не в строго богословском значении. Смысловое наполнение его гораздо шире. Божьи атрибуты – всё, что может быть безошибочно присуще Его Божественной природе, что Он тем или иным способом явил или открыл о Самом Себе.

Мнения различных религиозных мыслителей разнятся в вопросе количества атрибутов. Некоторые настаивают на том, что их семь, но Фабер, например, воспевал Бога, обладающего тысячей атрибутов, а Чарльз Уэсли восклицал: «Мы с радостью превозносим Твои атрибуты, славные и бесчисленные!» Конечно, эти люди были Божьими служителями, и считать Его атрибуты не являлось их самоцелью.

В этом вопросе стоит довериться интуиции нашего восторженного сердца, а не разуму и осторожным рассуждениям богословов. Если атрибуты раскрывают истину о Боге, то, возможно, нам незачем подсчитывать их количество. Более того, это не имеет значения, когда мы рассуждаем о Божьей сущности, иначе количество атрибутов, присущих Богу, будет ограничиваться нашим пониманием.

Если атрибут раскрывает истину о Боге, то нам просто необходимо принимать это за истину о Боге. Бесконечный Бог может обладать атрибутами, нам не известными. Атрибут в известном нам представлении – сформулированное разумом понятие, стремление объяснить проявления Бога в этом мире. Сам Бог открывает Себя нам и отвечает на наши вопросы и поиски.

Каков Бог? Каким Он является? Как много Он может сделать для нас и для всех людей, Им сотворённых? Эти вопросы нельзя относить только к сфере богословия. Они затрагивают душу, и ответы на них влияют на жизнь, характер и судьбы людей. Когда вопросы задаются с благоговением и ответы на них даются в смирении, тогда это приятно нашему Небесному

Отцу. «Ибо Он желает, чтобы мы знали и любили Его до того, как попадём на небеса... Ибо созерцание Творца и любовь к Нему сильнее всего умаляют нашу душу в её собственных глазах и наполняют благоговейным трепетом и истинным смирением, а также великим милосердием по отношению к другим христианам», – писала леди Юлиана Норвичская.

Бог подготовил ответы на наши вопросы. Конечно, не на все вопросы, но на такое количество, которого будет достаточно для удовлетворения требований нашего разума и для приведения нашего сердца в восторженное состояние. Бог отвечает нам, являя Себя в природе, в Священном Писании и в лице Своего Сына.

Мысль о том, что Бог открывает Себя в творении, неохотно воспринимается современными христианами. Однако она ясно выражена в Слове Божьем, в особенности в словах Давида и Исаии в Ветхом Завете, а также в Послании апостола Павла к римлянам в Новом Завете.

Небеса возвещают о Твоей славе,
Господь. В каждой звезде сияет Твоя
мудрость. И когда наши глаза видят Твоё
Слово, Мы читаем Твоё имя яснее всего.
Исаак Уоттс

И наиболее полно и явно, словно при ярком солнечном свете, Бог явил Себя людям, когда вечное Слово стало плотью и обитало среди них. Это откровение – особая и неотъемлемая часть Благой вести.

Хотя Бог уже и ответил нам, не всегда легко это увидеть. Ответы необходимо искать с молитвой, упорно и систематически размышляя над Священным Писанием. Как бы ярко ни сиял этот свет, способны его увидеть лишь духовно подготовленные: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Если мы всерьёз собираемся размышлять об атрибутах, присущих Богу, нам необходимо отказаться от употребления слов, сходных по своему значению со словом «атрибут», таких как особенность, характеристика, качество. Эти слова используются там, где речь идёт о Божьих творениях, но не о Боге. Мы не можем думать о Создателе таким же образом, каким мы думаем о Его творении. Возможно, человек не может думать без слов, но если он станет мыслить, используя неверные слова, то вскоре у него появится ошибочное представление и понимание о Боге, так как слова, данные нам для выражения наших мыслей, имеют обыкновение выходить за пределы определённых им границ и определять содержание наших мыслей. «Нет ничего легче, чем думать, – пишет Томас Траэрн, – и нет ничего труднее, чем хорошо думать». Думая о Боге, мы должны думать о Нём хорошо.

Человек состоит из частей тела, а его характер – из совокупности определённых черт. У людей черты характера бывают разными, а иногда даже у одного человека на протяжении жизни они могут меняться. Человеческий характер непостоянен, поскольку его черты изменчивы: они то приходят, то уходят; проявляются то сильнее, то слабее. Например, человек, добрый и тактичный в тридцатилетнем возрасте, может стать жестоким и грубым, когда ему пятьдесят лет. Такая перемена может произойти, поскольку человек «сделан», он является соединением в самом буквальном смысле этого слова. Он – сумма различных черт, составляющих его характер.

Абсолютно естественно и правильно думать о человеке как о творении, созданном Божественным Разумом. Человек был сотворён, но как именно – осталось нераскрытой тайной Бога. История сотворения человека из небытия, из ничего, неизвестна, она не будет известна никогда и никому, кроме Творца. Однако то, как Бог устроил человека, не является для нас тайной. Хотя нам даны лишь некоторые знания о человеке, но известно, что человек обладает телом, душой и духом; человеку даны память, рассудок, воля, интеллект и чувства. Человек обладает чудесным даром сознания. Вместе с особенностями своего темперамента он «составляет» личность. Все эти Божьи дары соединены в человеке с бесконечной мудростью. Человека, в его сложности, можно приравнять к нотной записи, составляющей партитуру самой возвышенной симфонии, когда-либо созданной, или к нитям, из которых соткан великолепный ковёр Вселенной.

Все эти сравнения, помогающие нам лучше понять всю сложность мироздания, применимы к творению. Подобный подход будет неверным по отношению к Богу. «Отец никем не сотворён, не создан, не рождён. Сын единого Отца

не сотворён, не создан, но рождён. Дух Святой не сотворён, не создан, не рождён, но исходит от Отца».

Бог существует в Самом Себе и от Самого Себя. Он не имеет никаких обязательств ни перед кем. Он находится в основе всего, является неделимой субстанцией. Он неделим, но един в Своей сущности.

Иисус Христос сказал:

«Смотрите, бодрствуйте,

молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время». Мк. 13:33

Учение о единстве Бога подразумевает не только то, что есть лишь один Бог; оно также означает, что Бог – цельный, не состоящий из частей. Он – один в Самом Себе. Гармония Его существа – это результат отсутствия составных частей. Не может быть никакого противоречия между Его атрибутами. Все Его атрибуты – одно целое. Он не разделяет Себя на части, чтобы сделать что-то, Он действует в полном единстве Своей сущности.

Следовательно, атрибут не является частью Бога. Это то, как Он Себя проявляет. О том, как Бог видит Себя, знает только Он: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1 Кор. 2:11). Только равному Себе Бог мог бы поведать тайну Своей Божественной сущности, поэтому думать, что кто-то может быть равным Богу, абсурдно.

Божественные атрибуты – это истина, которую мы знаем о Боге. Они присущи Богу не как Его качества; они – то, как Бог открывает Себя Своему творению.

Например, любовь. Божья любовь – это не изменяющееся чувство, которое может усиливаться, ослабевать или вовсе перестать ощущаться. Божья любовь – это Его сущность. То же самое можно сказать и о других Его атрибутах.

Перевод с английского издательства «Мирт»

Архив