+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2017 г.

Предмет пререканий

Игорь Райхельгауз

Предмет пререканий. Такую судьбу предрекает старец Симеон Малышу, Которого держит в своих руках. Эти слова можно перевести как «оспариваемый, опровергаемый знак». Предсказывает, что мы так и не поймем, что Он нам пытался сказать. Не это ли то оружие, которое должно было пронзить душу Его матери? Её Сын пришёл стать для нас указателем пути, путеводной звездой, а стал лишь предметом пререканий... Главная заповедь, как её изложил Иисус, начинается со слова «слушай». Самого Иисуса Библия называет Словом Бога. Слово нужно услышать. Путь к Богу начинается со слушания и слышания. Попытаться услышать, попытаться понять – вот начало пути к любви. «Слушай, Израиль», «Пророка воздвигнет вам Господь... как меня; Его слушайте», «Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте». Снова и снова Бог просит нас услышать Его. «Вера от слышания», – сказал апостол Павел. Не услышав, нельзя поверить, нельзя полюбить. Solus Christus – только Христос – так звучит один из пяти принципов, которые записали на своих знамёнах реформаторы церкви. Он означает, что путь к Богу лежит только через Христа, и без Христа нет спасения. И это тоже предмет пререканий.

Симеон заканчивает своё пророчество так: «...да откроются помышления многих сердец». Иисус станет тем знаком, который покажет, что на самом деле у человека внутри, в сердце. Тот, у кого в сердце любовь, увидит в Иисусе путь к ещё более возвышенной, деятельной и действенной любви. Тот, в чьём сердце ненависть, будет использовать - Иисуса, чтобы оправдать свою ненависть и ненавидеть ещё больше. Поэтому люди так по-разному видят Иисуса, и нам никогда не договориться о том, какой Иисус на самом деле. Мы, наверное, удивимся. А пока Он для людей предмет пререканий.

Был такой математик Блез Паскаль. Фамилию слышал каждый, кто ходил в школу. Основатель математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики, основоположник теории игр, которая лежит в основе множества современных экономических и социологических исследований, не говоря уже о компьютерных науках, и прочее, и прочее, и прочее... Так вот, он веру в Христа обосновывал с точки зрения теории игр. В азартной игре верность хода нужно оценить, умножив размер возможного выигрыша или проигрыша на его вероятность. Знаменитое «пари Паскаля» учёный обосновывал так: «Бог есть или нет. На какую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этой бесконечности разыгрывается игра, исход которой неизвестен. На что вы будете ставить?» Дальше суть рассуждений в следующем. Ценность возможного выигрыша от следования вере – бесконечность. Ценность возможного проигрыша – отказ от определенного количества удовольствий в жизни, время и деньги, потраченные на исполнение заповедей, то есть в любом случае некая конечная величина. Даже если вероятность выйгрыша - 0,000001%, тем не менее 0,000001%х=«бесконечность» = «бесконечность». То есть, с точки зрения Паскаля, математика на стороне веры.

Против «пари Паскаля» существует множество аргументов. Например, Вальтер Кауфманн, профессор Принстонского университета, в своей книге «Критика религии и философии» пишет: «В чём Паскаль заблуждался... А что, если в аду есть специальная область для посещавших службу? Или если Бог наказывает тех, чья вера основывается на расчёте. Может, у Него есть особая награда для тех, кто отказывает себе в утешении, предоставляемом верой... Есть много других возможностей. А вдруг есть много богов, в том числе такой, который предпочитает людей типа Паскаля, но другие боги сильнее его...»

Кауфманн прав в том, что уравнение сложнее, чем Паскаль его представил. Так как религий много, математика бессильна в доказательстве теоремы Solus Christus – только Христос.

Любое большое дело связано с риском. Но настоящая христианская жизнь неотделима от риска. Об этом предупреждает нас Христос в притче о талантах. В этой притче самую большую ошибку совершил именно тот, кто, боясь совершить ошибку, не сделал ничего. Всегда есть те, у кого найдётся множество аргументов для возражения. Но если слушать их, то можно прожить жизнь так, как сформулировал в своих бессмертных «Вредных советах» Григорий Остер:

Руками никогда нигде 
Не трогай ничего,
Не впутывайся ни во что 
И никуда не лезь.

В сторонку молча отойди, 
Стань скромно в уголке
И тихо стой, не шевелясь, 
До старости своей...

Я на всю жизнь запомнил один эпизод, который произошёл со мной, когда я после института только начал работать. По работе у меня была встреча в банке, и я оказался в помещении, где биржевые брокеры принимали распоряжения от клиентов о сделках. Одному из них каждые пять минут звонил клиент и спрашивал, идёт ли рынок вверх или вниз. Он никак не мог решиться ни на покупку, ни на продажу акций. Наконец брокеру это надоело, и он сказал клиенту: «Послушай, займи уже какую-нибудь позицию на рынке акций». Позиция – это риск. Ты можешь выиграть, а можешь и проиграть. Но отсутствие позиции – это заведомый проигрыш.

Христос – это предмет пререканий. Solus Christus – только Христос – это позиция. Позиция – это риск. Но награда бывает только за риск.

Архив