+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2017 г.

Третий исход

Владимир Федорович Марцинковский

Речь, обращённая к евреям в Иерусалиме на Пасху 1934 г.

Дорогие евреи! На Пасху у нас, христиан, есть обычай поздравлять друг друга с великим событием воскресения Христа, которое мы вспоминаем в этот день. Сегодня, в торжественный день Пасхи, который вы празднуете в святом городе Иерусалиме, поздравляю вас с великим событием! Это событие - исход из Египта, где ваши предки 400 лет томились в тяжелом рабстве.

Позже, много веков спустя, был второй исход еврейского народа из Вавилона после семидесятилетнего пленения.

А теперь вы предпринимаете третий исход из всемирного галута (рассеяния), где еврей скитается в пустыне этого мира около двух тысяч лет.

Все мы являемся свидетелями исторического чуда - возвращения евреев в землю обетованную, в страну, обещанную их отцам Самим Богом еще в глубокой древности.

Исход этот, в сущности, только начинается. Когда же он воистину совершится? При каких условиях возможно его подлинное осуществление? Вдумаемся в первые два исхода, чтобы понять истинный путь для третьего возвращения. Вникнем в причины предыдущих пленений и вспомним, как они были преодолены.

Первый исход

Что привело евреев в первый плен? Сыны Иакова из зависти продали брата своего Иосифа в Египет. В результате они должны были сами отправиться туда. Долгий и тяжкий плен их потомства продолжался века. Здесь исполнился нравственный закон истории: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен» (Откр. 13:10).

Кто же вывел евреев из Египта? Бог, творящий чудеса, рукою Моисея освободил Свой народ. Евреи получили свободу, потому что повиновались Богу, Его плану освобождения. Согласно повелению Господнему, они в определённый день закололи агнца без порока и кровью его помазали косяки дверей в знак принятия Божественного искупления, и ангел-истребитель, умерщвлявший первенцев египетских угнетателей, прошёл мимо домов израильтян, видя эту кровь искупления. «Прошёл» – по-еврейски «пасах». Отсюда, как вы знаете, происходит слово «Пасха». В этих священных обрядах выражалась вера в грядущего Мессию, Искупителя, непорочного Агнца, Который, согласно пророку Исаии (53 гл.), должен был взять на Себя грехи Израиля и всего мира. Этот Мессия шёл перед народом в лице Моисея, который силой Божьей разделил море. Верите ли вы и теперь в это чудо, в Бога, творящего чудеса? Ваши предки не только совершили обряды, но они пошли за своим вождём. Евреи шли через дикую неведомую пустыню. Им указывал путь Моисей – прообраз грядущего Мессии. А перед ними шёл свет от Бога: днём – как столб облачный, ночью – как столб огненный. Он сиял перед ними во мраке этого мира, как слава Божия – шехина, как «ангел лица Его» (Ис. 63:9).

О Нём же, о Мессии, говорили жертвы и обряды в скинии. Его предвещали пророки. Иаков, будучи в Египте, предсказал время Его пришествия. «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель и Ему покорность народов» (Быт. 49:10).

Древние иудейские толкования, как например, Таргум Онкелоса, относят это пророчество к Мессии. Итак, первый исход Израиля был вдохновлён верой в грядущего Мессию и совершился всемогущей силой Божьей. И потому никакие тёмные силы мира сего, ни стихии природы не могли остановить этого победного шествия сотен тысяч народа через пустыню. Его останавливали и задерживали лишь сами евреи своим ропотом, малодушием, непокорностью. Они вздыхали о египетских горшках с мясом, жалели о земле рабства, где плотское удовольствие доставалось ценой бича приставника, кровью и слезами. На самой границе земли обетованной они поддались малодушию и маловерию. Поверили больше устрашающим рассказам людей, чем Богу и пророкам Его, и должны были сорок лет странствовать по пустыне...

Второй исход

Второй плен евреи пережили в Вавилоне. Он продолжался 70 лет, как предсказал пророк Иеремия. Это было тяжкое и позорное рабство под ярмом языческих угнетателей. Что было причиной этого плена? Израиль оставил своего Бога, нарушил завет, духовно развратился. Он поклонился чужим богам, в храме Бога славы поставил идолы. Поклонился богам Вавилона и пошёл в плен вавилонский. Израиль нарушал законы Моисея, в частности закон о седьмом годе, когда земля должна была покоиться, и был отдан в рабство на семьдесят лет. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136:1).

Когда же назрел этот исход? Как приготовилась к нему душа народа?

Как известно, внешнему освобождению предшествовало внутреннее. Евреи были рабами в Вавилоне, но там сердце их освободилось от порабощения, оно исполнилось тоски по Святой земле. Они «плакали, когда вспоминали о Сионе». На вербах они повесили свои арфы. «Как нам петь песнь Господнюю на земле чужой?» Они освободились от духа соглашательства, духовной ассимиляции, смешения с язычниками. Их душа рвалась в родные дали, на сионские высоты. «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя!»

Пришёл Божий час, и Он вывел Израиль из этого плена через верных Своих слуг. Неемия, Зоровавель и Ездра восстановили народ в земле обетованной. Неемия вновь построил стену, защищавшую и отделявшую народ Божий от язычников; Зоровавель восстановил храм; а Ездра «расположил сердце своё к тому, чтобы изучать закон Господень, и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде». Он вновь оживил в народе любовь к Слову Божьему и его пророчествам. А сердце всех пророчеств – правда о Мессии. Второй исход Израиль совершил силой Божьей и верой в грядущего Мессию.

Третий исход

Третий плен продолжается уже около двух тысяч лет. Он начался с 70 года христианской эры, с того времени, когда римляне разрушили Иерусалим и сожгли храм. Евреи были изгнаны из родного края и рассеяны по всему миру.

Что же послужило внутренней, духовной, причиной этого плена? Мессия пришёл, как это было предсказано у Моисея, именно до того времени, когда народ иудейский потерял государственную независимость, то есть «скипетр и законодателя».

Он пришёл во Второй храм, согласно пророчеству Малахии (3:1). Пророчества о месте, времени, цели пришествия Мессии исполнились в жизни Иисуса Христа, Сына Давидова. Под влиянием слепых вождей, забывших ради буквы и формы дух и сущность Слова Божьего, Мессия не был принят. Его предали в руки язычников, римлян, представителей чужой, арийской, власти, как некогда братья предали Иосифа, и потому сами пошли в рабство к язычникам, в рассеяние и скитание, на позор и угнетение.

И вот теперь евреи вновь возвращаются в землю отцов, в Эрец Исраэль. Сотнями и тысячами они съезжаются из разных стран мирового рассеяния. Их приносят мощные пароходы из Америки, Германии, Румынии...

Не ответ ли это на вещий вопрос пророка Исаии: «Кто это летят, как облака и как голуби – к голубятням своим?»(Ис. 60:8). А эти пароходы, дымящие в портах Яффы и Хайфы, привозящие евреев и их имущество, – не те ли это «корабли фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа, Бога твоего, и Святого Израилева?» (Ис. 60:9).

Но можно ли уже сказать, что исход происходит во имя святого Израиля? Ибо выехать из Румынии или Польши, завести хозяйство в Эмек Исраэль, торговать молоком, маслом и яйцами и разговаривать на иврите – ещё не значит войти в Святую землю, обещанную Богом. Увы, сионизм многих из этих иммигрантов кончается лишь посещением кинематографа «Сион» в Иерусалиме, а о горе Сион они и не спрашивают.

Исход предполагает, по крайней мере, два момента: выход и приход.

Выход из Европы значил бы освобождение от ложной европейской цивилизации, поскольку она чужда духу пророков. Выйти из галута, из буржуазной Европы, – значит оставить мещанский материализм, эгоизм и атеизм. Может ли быть речь о таком духовном выходе там, где еврейские иммигранты привозят в сердце веру не в живого Бога, а в золотого тельца? Прибыв из культурной Германии и найдя в Палестине не страну, где течёт молоко и мёд, а песок и камень, пришельцы вздыхают о стране изгнания и вспоминают если не египетские горшки с мясом, то немецкие сигары и пиво. Еврейский поэт XII века Иегуда Галеви писал в одной из своих сионид: «Сердце моё на Востоке». Еврей же наших дней, вернувшийся в Святую землю, подчас должен признаться, что сердце его в Европе, в галуте. В 1932 году на моём пути в Европу я видел на пароходе группу так называемых возвращенцев, едущих назад из Палестины в Европу.

Один из них с горечью рассказывал мне о разочарованиях, пережитых им в Палестине среди колонистов, погрязших в материализме: «Раньше мы говорили: „За грехи наши мы изгнаны из земли наших отцов “, - а теперь мы уже могли бы сказать: „За грехи наши мы изгнаны в землю наших отцов “».

Пережить истинный исход – значит не только выйти, но и войти, войти не в Палестину только, а в землю обетованную, в новый мир, где царствует любовь и правда, войти в Царство Божие. Вот почему для третьего исхода, как и для первых двух, нужна духовная подготовка народа, нужна всё та же вера в то, что не кто иной, как только Бог, может ввести Свой народ в землю обетованную.

«Я возвращу из плена народ Мой Израиль и Иуду, – говорит Господь, – и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею» (Иер. 30:3). «Кто рассеял Израиля, Тот и соберёт его» (Иер. 31:10). Никакой государственный деятель, никакая декларация, никакой документ Лиги наций не может обеспечить этого возвращения. Это может сделать только Бог. И Он обещал это в Своём непреложном Слове.

На пути Израиля опять нелюдимое море и дикая пустыня так называемого цивилизованного мира. Кто вновь разделит это грозное море препятствий? Кто укажет путь в пустыне безводной? Фараоновы приспешники разных национальностей преследуют Израиль с тыла, там, в Европе, а впереди, в краю родном, их ожидают арабские беспорядки как протест против возвращения евреев.

Остаётся поднять взор вверх, «возвести очи к горам, откуда придёт помощь», согласно мысли псалмопевца: «Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю». Есть ли эта вера у молодёжи, у халуцов? Правда, они исполнены патриотического вдохновения, но оно, как всякий благородный человеческий порыв, постепенно иссякает, будучи оторвано от источника.

Первые два исхода совершались силой Божьей и верой в грядущего Мессию. Третий исход может совершиться также лишь силой Божьей и верой в пришедшего Мессию. Ибо Он уже пришёл в мир, и лишь Он может повести народ Свой. Лишь Он может помочь выйти и войти. Выйти из старого мира греха, освободиться от власти зла, получить прощение и войти в новый мир правды, войти в Царство Божие, в землю обетованную, получить новое сердце, новую природу, вступить в новый завет с Богом, как об этом говорит пророк Иеремия.

Выйти духовно из третьего галута можно, лишь ликвидировав его причину, а причиной его было отвержение Мессии. Поэтому признание этой ошибки и вины и принятие отверженного Праведника и составляет сущность и истинное начало третьего исхода.

Тысячи евреев выехали из Европы и прибыли в Палестину. Но кто из них поистине вышел из галута и вошёл в землю обетованную? И здесь, в обещанной земле, кто усвоил обетования, связанные с новым заветом? О последнем Бог говорит: «Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомню более» (Иер. 31:31, 34).

В судный день вы продолжаете вопиять о прощении грехов, ища мира и не находя его. В Палестине вы продолжаете строить новый галут, вы строите на Святой земле ту же вавилонскую башню европейской цивилизации с её бездушной техникой, строите банки, фабрики, киностудии, рестораны, поёте «на земле Господней песни чужие».

В день 9 аба вы вспоминаете о разрушении храма, читая в синагогах слова пророка Иеремии: «Что мне сказать тебе, с чем сравнить тебя, дочь Иерусалима? Чему уподобить тебя, чтобы утешить тебя, дева, дочь Сиона? Ибо рана твоя велика, как море: кто может исцелить тебя? Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твоё пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию» (Плач, 2:13–14).

В колонии «Шомер гацаир», на берегу Галилейского озера, я читал когда-то лекцию на тему: «Христианство и сионизм». После лекции, во время обмена мнениями, один юноша-атеист спросил: «Значит, по-вашему, нам, не верующим в Бога, не надо возвращаться в Палестину?» – «О, конечно, надо, – сказал я. – Если человек думал о чём-либо, сидя у себя в комнате, а потом, выйдя на улицу, забыл, о чём он думал, то что, по-вашему, он должен вернуться к себе в комнату, сесть на прежнее место и тогда, по известному закону памяти, по закону ассоциации, он вспомнит...»

В Палестине горы и долины, священные руины напомнят вам великое прошлое, времена пророков и Христа, «вернут сердца отцов детям».

И, действительно, палестинская молодёжь начинает вспоминать. Многие читают Библию и Евангелие. Однажды они поймут слова Бога: «Возвратитесь ко Мне...»

Придут дни, когда они постигнут слова Христа: «Я – путь... Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Он путь к Отцу, а значит – и путь к отечеству, в край родной, на родину духа, в землю Отца. Ибо вы сыны пророков и завета, вы призваны быть сынами и дщерями Небесного Отца, Самого Бога. Тогда начнётся третий исход: Сам Господь будет «возвращать плен Сиона». Тогда вы, друзья-евреи, поймёте великую радость христианского пасхального приветствия: «Христос воскрес!» Тогда будут говорить между народами: «Великое сотворил Господь над ними».

Тогда будут говорить с изумлением: «Израиль воскрес!» Кто, кроме Бога, может воскресить? Он обещал воскресить еврейский народ. Так говорит Господь Бог: «Я открою гробы ваши, и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву... И вложу в вас Дух Мой, и оживёте» (Иез. 37: 12, 14)

Владимир Федорович Марцинковский, Палестина

Архив