+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2017 г.

Только верою... Не верою только...

Игорь Райхельгауз

Апостол Павел сказал: «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». Но апостол Иаков пишет: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»

Вера или дела? Дела или вера? Сколько копий сломано в этом споре! И в переносном смысле, и, к сожалению, даже в прямом. Однако само наличие этой дискуссии в церкви показывает, насколько неразрывны эти два понятия – вера и дела.

На самом деле не только в делах религии, но и в делах житейских вопрос веры часто является ключевым, и в повседневной жизни дела и вера неразрывно связаны. Приведу пример из близкой мне по роду сферы деятельности – финансов. В моей стране существует трёх ступенчатая пенсионная система. Первую ступень пенсии обеспечивает человеку государство за счёт оплаченных в течение его трудового стажа платежей социального страхования, причём размер первой ступени пенсии практически не зависит от того, сколько налогов человек заплатил. Третья ступень полностью зависит от пенсионных накоплений, которые сам человек для себя сделал в течение жизни. А вот вторая – нечто среднее между ними. Ты можешь выбрать платить чуть больше налогов, а государство обещает удвоить твои взносы и тем самым увеличить твою пенсию в будущем.

У меня есть знакомый банкир. У нас примерно одинаковый уровень образования, мы имеем доступ к одним и тем же источникам информации. Однако я вкладываю деньги во вторую ступень пенсии, а мой знакомый нет. Почему? Мы верим по-разному. Мой знакомый не верит государству – не верит, что государство выполнит свои обязательства по второй ступени пенсии. Я же верю. Не то что- бы у меня не было никаких сомнений – за те годы, что меня отделяют от пенсионного возраста, может случиться всё что угодно. Я понимаю, что стопроцентной гарантии нет. Мой знакомый банкир может оказаться правым. Однако на основании чего можно сказать, что мой знакомый не верит во вторую ступень пенсии, а я верю? Я ежемесячно вкладываю 2 % от своей зарплаты во вторую ступень пенсии, а мой знакомый нет. Различия в нашем поведении объясняются верой, но в конце концов определяются делами. Что можно было бы сказать обо мне, если бы я говорил, что верю во вторую ступень пенсии, но не вкладывал бы своих денег в неё? Можно было бы сказать, что моя вера ничего не значит, что это пустой звук. Слова о том, что я верю, – совершенно пусты, если я не действую в соответствии с ними. Разумеется, если бы государство начало выполнять свои обязательства по второй ступени, я бы этой пенсии не получил. Я говорил и верил во вторую ступень, но ничего не делал в соответствии со своей верой. Не только в духовных, но и в житейских делах «вера без дел мертва».

В Евангелии есть персонаж, чью веру Иисус особенно похвалил. Этим человеком был римский центурион. Об этом человеке сказано так: «Услышав это, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: „Истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры“». Что мы знаем об этом человеке? Сотник пожертвовал свои личные средства, чтобы построить синагогу. Вот стояла эта синагога – стены, крыша... А евреи смотрели на неё и видели то, о чём старейшины сказали Иисусу: «Он любит наш народ». По своему статусу центурион был врагом, офицером оккупационной армии. А по жизни – другом. Призванный доказывать превосходство Рима, он признал духовное превосходство еврейского народа. Он понимал, что зайти под крышу его дома будет означать для Иисуса как для еврея, – стать ритуально нечистым – и он не протестует против этого порядка. Его вера выразилась в практических делах и в глубоком уважении к избранному Богом народу. Именно такую веру почтил Иисус.

Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы» приводит диалог старца Зосимы с «неверующей дамой».

Свою проблему дама формулирует следующим образом:

– Ну что, думаю, я всю жизнь верила – умру и вдруг ничего нет, и только «вырастет лопух на могиле».

Монах отвечает ей так:

– Доказать тут нельзя ничего, убедиться же возможно.

– Как? Чем?

– Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей.

В Послании к ефесянам сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас – Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

Когда я недавно снова прочёл это место Писания, я вспомнил об одном деле, которое обещал сделать и о котором мне даже недавно вежливо напомнили, но... всё как-то не доходили руки. Я вдруг отчётливо понял: всё, что я сегодня скажу об этом тексте, будет напрасно, пока я не сделаю то, что обещал. Посмотрев переписку, я понял, что прошло уже пять месяцев с тех пор, как я дал это обещание. Пять месяцев! А казалось: да-да... сейчас... вот-вот...

Мы часто говорим о том, что спасение не от дел. Это действительно так. Спасение – это не то, что можно заслужить, заработать, как в той истории про бизнесмена, который у ворот рая неожиданно услышал:

– А Вам, собственно, в ад.

– Как в ад? Я же храмы строил, иконы привозил, кучу денег на благотворительность отдал!

– Вы абсолютно правы! Вам, конечно, в ад, но не волнуйтесь – деньги мы вам вернём!

Спасение не купишь. Однако говоря о том, что спасение не от дел, мы порой забываем, что у этой фразы есть продолжение. Спасая нас во Христе, Бог как бы творит нас заново. И у этого акта творения есть цель. Бог творит нас для добрых дел. Не ОТ дел, но для дел. В жизни, в каждом её дне, есть дело, которое Он предназначил исполнить именно мне, именно тебе. Что это за дело? А вдруг то самое, что мы с тобой пообещали кому-то пять месяцев назад?

Мы не спасаемся делами. Мы спасаемся верой. Однако вера – это не то, что мы говорим. Вера – это то, что мы делаем, то, как мы живём. Опыт деятельной любви. Не тот силён в вере, кого совершенно не посещают сомнения, но тот, кто, несмотря на свои сомнения, находит в Боге силы поступать так, как велит его вера.

Да поможет нам Бог иметь такую веру!

Архив