+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Менора 2, 2005 г.

Словарь «Меноры»

ЕВРЕИ И ЕВРЕЙСТВО

Вопрос о евреях и еврействе не перестает волновать мир. Кто есть еврей и что такое еврейство? Прежде всего, чтобы говорить на одном языке и понимать друг друга, следует определиться с терминами. В «Меноре» (№2/1995, стр. 27) даны определения таких понятий, как еврей, иудей и мессианский еврей. Если говорить коротко, то понятие «еврей» там сводится к национальности: евреем стать нельзя, им надо родиться. Иудеем же – то есть исповедующим иудаизм – может стать человек любой национальности, приняв гиюр. Мессианские евреи – это как евреи, так и представители других национальностей, верящие, что Иешуа Мессия – Сын Божий, обещанный в Танахе (Ветхом Завете) Избавитель, Мессия Израиля и всех язычников. Мессианским евреем можно стать, приняв Иешуа как личного Спасителя, покаявшись и пройдя погружение (приняв твилу) по вере.

Исходя из этих определений, с понятием «иудей» все как будто ясно. Нюансы же связаны с определением иудаизма, как-то: библейский иудаизм, то есть иудаизм Торы, или иудаизм Талмуда, то есть раввинистический. С понятием «мессианский еврей» тоже вроде бы все ясно. Остается дать определение понятия «еврей», которое отчасти входит в определение мессианского еврея. Так что же такое еврей, еврейство: народ, этнос, национальность, или вероисповедание, или менталитет, или что-то специфическое, особенное? В целом, и то и другое, и третье.

В соответствии с Галахой, еврей – это тот, кто рожден матерью-еврейкой. Корни этой традиции уходят в древнейшие времена, когда еврейские женщины возвращались из плена с детьми от мужчин из других народов. Чтобы не обездолить этих детей, их признавали евреями. (Гуманность, человечность, любовь, вошедшие в плоть и в кровь евреев, идут от Закона, данного им Творцом.) Отметим несостоятельность этой традиции в XXI веке не только потому, что она не вытекает из Писания и даже противоречит ему, но и потому, что она не соответствует современным условиям. Впрочем, это удел всякой застывшей догмы. Слепая приверженность традиции может довести до абсурда. Представим, что еврейка вышла замуж за нееврея, их дочь (еврейка по Галахе) тоже вышла замуж за нееврея (уже, по существу, всего на четверть еврейка) и т. д. Следующая в пятом поколении дочь будет считаться еврейкой, будучи всего на 1/32 еврейкой. А теперь представим, что нееврейка вышла замуж за еврея, ее дочь (по Галахе нееврейка) тоже вышла замуж за еврея, их дочь (по Галахе все еще нееврейка) тоже вышла замуж за еврея и т. д. Дочь в пятом поколении будет генетически на 31/32 еврейкой, но по Галахе еврейкой считаться не будет. Однако отложим в сторону этот спор и не станем вообще рассматривать вопрос о смешанных браках. Что же такое «классический» еврей, у которого оба родителя «чистые» евреи?

А. И. Солженицын в своем достаточно антисемитском двухтомном исследовании «Двести лет вместе» попытался решить вопрос о евреях и еврействе. Он выяснил, что евреев характеризует так называемое еврейство. Писатель не дает определения этому понятию: это и тип, и характер, и склонность к работе головой...

Размышляя над этим, я пришел к выводу, что еврейство, о котором говорит писатель, заключено в братстве. Братство, вообще говоря, присуще всем народам, но евреям, в силу ряда причин (их особого положения и роли в истории и планах Всесильного), – в большей степени. Да, евреев, как и истинных верующих, связывает братство.

При постановке вопроса о евреях и еврействе, вероятно, не имеет значения ни самоидентификация, ни характерные для всех евреев отличительные черты самосознания, такие, как ощущение себя изгнанниками, чужаками, но при этом находящимся в постоянном общении с Богом, а также уверенность в избранности Израиля.

Все, о чем говорилось выше, в большей степени относится к нашим мирским понятиям, а что же говорит о евреях и еврействе Писание?

Первое упоминание о еврее Авраме (еще до того, как Всесильный дал ему имя Авраам) встречается в книге Бытие (Быт. 14:13) и служит, как следует из «Еврейской энциклопедии» 1913 года, «для обозначения израильтянина в противоположность египтянину». Египтянином здесь, по всей вероятности, назван представитель любого другого народа, то есть, как мы теперь говорим, язычник. Отличие Авраама от язычников заключалось в его вере в единого Бога, открывшегося ему. Эту веру «Он вменил ему… в праведность» (Быт. 15:6). В другом отрывке Торы отмечено: «Вот народ живет отдельно и между народами не числится» (Чис. 23:9).

В прямом смысле это означает, что народ отделен, освящен и приготовлен для какой-то миссии. Так до определенного момента и было, но когда Всесильный рассеял избранный народ среди других народов, то уже нельзя сказать, что он, этот народ, живет отдельно, не живет среди народов. В рассеянии народ живет среди других народов, но среди них не числится. Что это может означать? Он не числится в качестве народа, то есть этноса. Таким образом, слово «народ» используется в разных значениях: как этнос и как группа людей. То, что эта группа разрослась до миллионов, в рассматриваемом случае значения не имеет. А поскольку народ не является этносом, то есть национальным образованием, то как же понимать слова Творца «Мой народ»; «Этот народ Я образовал для Себя» и подобные им? Господь имеет в виду людей, имеющих с Ним особые отношения, отношения на личностном уровне, которые характеризуются прежде всего доверием Богу или, проще говоря, верой – той верой, которая вменилась Аврааму в праведность. В чем же это доверие должно проявляться? Если говорить коротко, то во всем. Но прежде всего в вере Его Слову – Танаху и Брит хаХадаша (Новому Завету). В Танахе Бог обещал народу Мессию, Который принесет спасение, избавит народ от греха, даст всем мир. Там же, в Торе и в Танахе, Господь указал нам признаки Мессии, по которым Его надлежит узнать людям. Не станем останавливаться на истории прихода Мессии, неузнавания, непризнания, а в дальнейшем отвержения Иешуа Мессии сначала многими, а потом и большинством израильского народа, большинством иудеев. Обратим внимание лишь на слова величайшего Божьего апостола Шауля: «Не тот иудей [еврей], кто таков по наружности… но тот иудей, кто внутренне таков» (Рим. 2:28–29). В этих словах заключено понимание сути истинного еврейства. Еврейство – это состояние диалога с Богом. И так было всегда. Во времена египетского плена, когда дети Израиля размножились, все ли были истинными евреями? А во времена Исхода? В словах Моисея, обращенных к фараону: «Так говорит Господь, Бог Израилев: „Отпусти народ Мой“» (Исх. 5:1), – имеются в виду потомки Иакова-Израиля, и не более того. Всесильный еще долгие сорок лет формировал Свой народ (сравнивая с гончаром, так и хочется сказать «лепил»). Да и вышли из Египта, по мнению еврейских (по плоти) знатоков Торы, не все, а не более четвертой части потомков Иакова. Что еще важнее для дальнейших рассуждений, вместе с израильтянами из Египта вышли представители других народов, населявших эту страну и ставших впоследствии частью еврейского народа. Во время странствования, блуждания по пустыне Всесильный посылал народу много испытаний, да и странствование само по себе было серьезным испытанием. Не многие выдержали его: постоянно ропща, они отпадали (и прежде всего духовно) от тех, кому предопределено было стать евреями, Божьим народом. Теперь, как и тогда, отпадают превозносящиеся, ставящие себя выше других, полагающие, что они знают Бога лучше, чем остальные. Одним из первых таких бунтарей, не выдержавших испытаний, был Корей. Еврейство – это путь к Богу, путь из пустыни неверия к вере, переход от многобожия к единобожию, от идолопоклонства к монотеизму, к состоянию диалога с Творцом, создавшим человека и предусмотревшим все обстоятельства его жизни. Еврейство – это тяжкий и радостный путь к Мессии Иешуа, путь, начавшийся в пустыне и продолжающийся до сих пор. Жизнь евреев – это пример духовного общения с Предвечным, пример диалога с Богом, сказавшим: «Вы Мои свидетели» (Ис. 44:8).

Как уже было сказано выше, с Моисеем из Египта вышли представители других этносов, то есть еще на раннем этапе формирования израильского народа к нему присоединялись неевреи. Так было всегда. В построенном Соломоном храме могли молиться Богу Израиля (Авраама, Исаака и Иакова) все, верящие в Единого. Первым язычником, принявшим Мессию Иешуа, был римский офицер Корнилий. Позже число верующих из язычников стало доминирующим, а в дальнейшем их количество переросло в качество, и верующие, которых стали называть христианами, превратились в религиозников. В настоящее время язычество проникло в большинство христианских конфессий (католицизм, православие и др.). Это проявляется не только во внешней обрядовой стороне, но, что существеннее и тревожнее, в сути понимания веры. Не будем останавливаться на христианском антисемитизме, отметим только непонимание многими христианскими конфессиями известных слов апостола Шауля: «Нет уже иудея, ни язычника…» (Гал. 3:28) и «Нет различия между иудеем и эллином, потому что один Господь у всех» (Рим. 10:12). Это неверное понимание влечет за собой представление о необходимости принятия евреями христианства. Вопрос этот не нов. На заре христианства, когда в первые еврейские общины, принявшие Мессию Иешуа, стали вливаться язычники, перед первоапостольской общиной (церковью) встал вопрос: а что с ними делать? Надо ли язычникам становиться иудеями? Община, возглавляемая апостолами, решила, что в этом нет необходимости. Спасение не зависит от принадлежности к евреям, достаточно верить в Мессию Израиля и народов. Разъяснение этого вопроса дается в книге Деяния апостолов, написанной евангелистом Лукой. Главная цель книги – «доказать, что неевреи могут стать мессианскими верующими без обращения в иудаизм, а… евреи могут стать мессианскими верующими без „обращения“ в христианство, которое стало рассматриваться как совершенно иная религия» (Давид СТЕРН «Еврейский Новый Завет»).

Христианство в правильном понимании есть библейский иудаизм, иными словами, еврейство плюс принятие Иешуа Мессии и вера в Него, а не религия, в которую оно превратилось, очень быстро отойдя от своих истоков.

Еще раз следует подчеркнуть, что еврейство здесь понимается не в этническом смысле, а как наличие веры в единого Бога, веры Богу и Его Слову – посланному Им Мессии.

В заключение несколько слов об этимологии слова «еврей», об одном из существующих объяснений происхождения этого слова. «Еврей» происходит от слова «авар», что значит «перейти». «Я взял отца вашего Авраама из-за реки [Евфрат]» (Нав. 24:3), то есть Авраам «перешел» реку. В связи с высказанной ранее мыслью более убедительным кажется представление о переходе Авраама не столько с одного берега реки на другой, сколько от язычества к вере в Единого.

Архив